Главная » Статьи » Техинка

Су-30
Су-30
 
История создания
 
Описание
 
Создан на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ путём его глубокой модернизации. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей. В отличие от Су-27УБ, Су-30 способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.
На Су-30 применена система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, был расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была усовершенствована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением была значительно повышена боевая эффективность самолёта.
                                                                                                                                            
Модификации
 
Су-30К (коммерческий) — коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS). Первый полёт — 1993 год. Двигатели — АЛ-31Ф.
Су-30МК (модернизированный, коммерческий) — двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Первый полёт — 1993 год. Двигатели с отклоняемым вектором тяги АЛ-31ФП, расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя — с 900 до 1500 часов. Однако в сравнении с Су-27 лётные характеристики ухудшились: потолок с 18,5 до 17,5 км, дальность полёта — с 3500 до 3000 км, скорость с 2,35 до 2 Маха.
Су-30КН (коммерческий, новый) — двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт — 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию Н001 добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) — версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели — АЛ-31Ф. Первый полет 1999 г.
Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) — версия Су-30МК для Алжира. Первый полёт — 2007 год. РЛС БРЛС Н011М.
Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) — версия Су-30МК для Индии. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия — Франция — Израиль — Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) — версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М.
Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) — версия для Вьетнама.
Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)— усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт — 2002 год, двигатели — АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП. Экспортная цена — около $50 млн[6].
Су-30МКV — версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
Су-30М2 — версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.
Су-30СМ — (серийный модернизированный) Су-30МКИ, предназначенный для ВВС России. Первый полет 21 сентября 2012. С 2013 начнутся летные испытания самолета
На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства — бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.
 
Лётно-технические характеристики
 
Технические характеристики
 
Экипаж: 2 человека
Длина: 21,9 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота: 6,36 м
Площадь крыла: 62 м²
Масса:
пустого: 18800 кг
нормальная взлётная: 24900 кг
максимальная взлётная: 34500 кг
предельная взлетная: 38800 кг
топлива: 9640 кг
Двигатель: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30М2)
Тяга:
максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс
на форсаже: 2 × 12500 кгс
углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60°/с
масса: 1520 кг
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G
 
Лётные характеристики
 
Максимальная скорость:
у земли: 1350 км/ч (1,13 М)
на высоте: 2125 км/ч (1,9-2,0 М для варианта с ПГО)
Дальность полёта:
у земли: 1270 км
на высоте: 3000 км
боевой радиус: 1500 км
Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
Практический потолок: 17300 м
Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
Длина разбега: 550 м
Длина пробега: 750 м
Тяговооружённость:
при нормальной взлётной массе: 1,00
при максимальной взлётной массе: 0,84
при предельной взлётной массе: 0,76
Нагрузка на крыло:
при нормальной взлётной массе: 398 кг/м²
при максимальной взлётной массе: 532 кг/м²
 
Вооружение
 
Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
Точки подвески: 12
Боевая нагрузка: 8000 кг
Подвесное вооружение:
6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.
 
Авиационные происшествия и катастрофы
 
Поставки
 
3 Су-30 поставлены в 1994-1996 годах.
8 Су-30М2 по состоянию на конец 2013 года.
12 Су-30СМ по состоянию на конец 2013 года.
 
На вооружении
 
Flag of Russia.svg Россия — 3 Су-30 (поставлены в 1994—1996 годах), 4 Су-30М2 (2010 год, КНААПО)[14][15][16], 2 Су-30СМ (2012 Иркут),1 передан 6 мая 2013 года, еще 2 переданы 13 сентября 2013 г.В марте 2012 года был подписан контракт на 30 Су-30СМ, в декабре того же года был подписан второй контракт на ещё 30 единиц Су-30СМ[18] а так же на 16 Су-30М2. В декабре 2013 года заключён контракт на поставку морской авиации ВМФ 5 Су-30СМ - первой партии из запланированных для ВМФ 60 Су-30СМ.
Flag of Angola.svg Ангола — Подписан контракт на поставку 18 самолётов Су-30К. Ранее эти самолёты в 1997-1999 годах были поставленны в ВВС Индии. А в 2007-2009 годах были заменены на Су-30МКИ, и возвращены корпорации «Иркут». А позже воздухом, из Индии были доставлены в Беларусь, на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, для ремонта и модернизации.
Flag of Algeria.svg Алжир — 16 (ИАПО).
Контракт был подписан в феврале 2006 года, парафирован в марте 2006 года. По состоянию на июнь 2008 года поставлено 8 самолётов (четыре — в 2007 году, по два самолёта — в марте и июне 2008 года[27]). В 2011 поставлено 8 Су-30. В июле 2010, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о заключении контракта с Алжиром на поставку ещё 16 Су-30МКА до 2012 года,.
Flag of Venezuela (state).svg Венесуэла — КНААПО поставлены 24 самолёта Су-30МК2V (4- 2006 г., 12- 2007 г., 8- 2008 г.).
Решение о покупке самолётов было принято после того, как пара Су-30 совершила беспосадочный полёт из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России). Первые два самолёта были поставлены в декабре 2006 года, 8 самолётов было поставлено в течение 2007 года, 14 поставлены в конце июля — начале августа 2008 года. На данный момент все 24 истребителя поступили в распоряжение ВВС Венесуэлы.
Flag of Vietnam.svg Вьетнам — 48 самолетов. В 2004 году Вьетнам получил 4 самолёта Су-30МК2В. (КНААПО) В январе 2009 года был заключён ещё один контракт на поставку 12 самолётов Су-30МК2. В феврале 2010 года было объявлено, что Вьетнам приобретает ещё 12 истребителей Су-30МК2, доведя парк этих самолётов до 28. В июле 2010 года, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о заключении контракта с Вьетнамом на поставку ещё 20 Су-30МК2 до 2012 года, доведя общее количество истребителей до 48. 21 августа 2013 года было объявлено о заключении контракта на поставку ещё 12 Су-30МК на $450 млн
Flag of India.svg Индия
После долгих переговоров Индия заказала 50 самолётов Су-30МКИ, оснащённых новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия получила лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ.. Завод "Иркут" поставил в 1997—1999 первые 8 Су-30К, в 2002—2004 32 Су-30МКИ. В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ взамен поставленных в 1997—1999 годах Су-30К. Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долл. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 — собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе». В ходе эксплуатации были потеряны четыре самолёта (30.04.2009, 13.11.2009, 13.12.2011 и 19.02.2013).
Flag of Indonesia.svg Индонезия — 11 Су-30МК/МК2 (КНААПО 2 - Су-30МК 2003 г. и 3 - Су-30МК2 2007 г.) (6 - Су-30МК2 2013 г. ) и 5 Су-27СК/СКМ (на август 2012 года). Истребители Су-30 ВВС Индонезии дислоцированы на авиабазе Хасануддин. 10 января 2012 года подписано соглашение о поставке 6 Су-30МК2. Поставки осуществлялись тремя партиями по 2 самолета в 2013 году.
Flag of the People's Republic of China.svg КНР — 73 Су-30МКК и 24 Су-30МК2, по состоянию на 2010 год 73 Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000—2004 годах. 24 Су-30МК2 поставлены в 2004 (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот).) Двигатели Ал-31Ф-М1.
Flag of Malaysia.svg Малайзия — 18 Су-30МКМ, по состоянию на 2010 год[. НПК Иркут поставляет самолеты с 2007 г.
Су-30 одержал победу в тендере на поставку самолётов ВВС Малайзии, победив в том числе и американский F-18. Контракт на поставку 18 истребителей на общую сумму 900 млн долл. был подписан 5 августа 2003 года. На начало июня 2009 года поставлены 12 истребителей Су-30МКМ. Частью договора также было то, что Россия организует полёт малазийского космонавта на МКС.
Flag of Uganda.svg Уганда — 6 Су-30МК2, часть из которых поставлена в июле 2011 года, ещё часть поставлена в октябре 2011 года.
 
Взято с сайта "Википедия"
Категория: Техинка | Добавил: boba-fi (28.01.2014)
Просмотров: 354 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]