Главная » Статьи » Техинка

Кв-1

КВ-1 (Клим Ворошилов) — советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне.

История создания КВ-1

Необходимость создания тяжелого танка, несущего противоснарядное бронирование хорошо понималась в СССР. Согласно отечественной военной теории, такие танки были необходимы для взламывания фронта противника и организации прорыва или преодоления укрепленных районов. Большинство армий развитых стран мира имели свои теории и практики преодоления мощных укрепленных позиций противника, опыт в этом был приобретен ещё во время Первой Мировой Войны. Такие современные на тот момент укрепленные линии как, например, линия Мажино или линия Маннергейма считались даже теоретически непреодолимыми. Существовало ошибочное мнение, что танк создан в ходе Финской кампании для прорыва финских долговременных укреплений (линии Маннергейма). На самом деле танк начал проектироваться ещё в конце 1938 года, когда стало окончательно понятно, что концепция многобашенного тяжёлого танка, подобного Т-35, является тупиковой. Было очевидно, что наличие большого количества башен не является преимуществом. А гигантские размеры танка лишь утяжеляют его и не позволяют использовать достаточно толстую броню. Инициатором создания танка был начальник АБТУ РККА комкор Д. Г. Павлов.

В конце 1930-х были предприняты попытки разработать танк уменьшенных (по сравнению с Т-35) размеров, но с более толстой бронёй. Однако конструкторы так и не решились отказаться от использования нескольких башен: считалось, что одна пушка будет бороться с пехотой и подавлять огневые точки, а вторая обязательно должна быть противотанковой — для борьбы с бронетехникой.

Новые танки, созданные в рамках этой концепции (СМК и Т-100), были двухбашенными, вооружёнными 76-мм и 45-мм пушками. И лишь в качестве эксперимента разработали ещё и уменьшенный вариант СМК — с одной башней. За счёт этого сократилась длина машины (на два опорных катка), что положительно сказалось на динамических характеристиках. В отличие от предшественника, КВ (так назвали экспериментальный танк) получил дизельный двигатель. Первый экземпляр танка был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в августе 1939 года. Первоначально ведущим конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем — Н. Л. Духов.

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Военные не упустили случая испытать новые тяжёлые танки. За день до начала войны (29 ноября 1939 г.) СМК, Т-100 и КВ отправились на фронт. Их передали 20-й тяжелотанковой бригаде, оснащённой средними танками Т-28.

Первый бой КВ принял 17 декабря при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма.

Экипаж КВ в первом бою:

лейтенант Качехин (командир)
И. Головачев воентехник 2-го ранга (механик-водитель)
лейтенант Поляков (наводчик)
К. Ковш (механик-водитель, испытатель Кировского завода)
А. И. Эстратов (моторист / заряжающий, испытатель Кировского завода)
П. И. Васильев (трансмиссионщик / радист, испытатель Кировского завода)
Танк успешно прошёл испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось создавать новый танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей.

По представлению ГАБТУ совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 19 декабря 1939 года (уже через день после испытаний) танк КВ был принят на вооружение. Что же до танков СМК и Т-100, то они также показали себя в довольно выгодном свете (впрочем, СМК в начале боевых действий подорвался на мине), но на вооружение приняты не были, поскольку при более высокой огневой мощи они несли менее толстую броню, обладали бо́льшими размерами и весом, а также худшими динамическими характеристиками.

Производство

Серийное производство танков КВ началось в феврале 1940 года на Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) предписывалось также начать выпуск КВ. 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый КВ. Одновременно на заводе началось строительство специального корпуса для сборки КВ.

На 1941 год было запланировано выпустить 1200 танков КВ всех модификаций. Из них на Кировском заводе — 1000 шт. (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и ещё 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако на ЧТЗ до начала войны было собрано всего несколько танков. Всего в 1940 году было построено 243 КВ-1 и КВ-2 (в том числе 104 КВ-2), а в первом полугодии 1941 года — 393 (в том числе 100 КВ-2).

 Динамика производства танков КВ на ЛКЗ в этот период (по данным военной приемки):
    1940
    февраль - 3 КВ-2
    март - 1 КВ-2
    апрель - 5 КВ-1
    май - 1 КВ-1
    июнь - 7 КВ-1
    июль - 5 КВ-1, 10 КВ-2
    август - 10 КВ-1, 10 КВ-2 (последние с "высокой башней)
    сентябрь - 32 КВ-1
    октябрь - 52 КВ-1
    ноябрь - 12 КВ-1, 25 КВ-2
    декабрь - 15 КВ-1, 55 КВ-2
    1941
    январь - 46 КВ-1 (из них один последний с пушкой Л-11, все остальные вооружались Ф-32)
    февраль - 44 КВ-1
    март - 62 КВ-1
    апрель - 66 КВ-1
    май - 10 КВ-1, 60 КВ-2
    июнь - 40 КВ-1, 40 КВ-2 (более КВ-2 не выпускались)
    Итого - 611 (407 КВ-1, 204 КВ-2)
    И на ЧТЗ:
    1941
    январь - 1 КВ-1 
    февраль - 2 КВ-1 (последний с пушкой Л-11, все остальные вооружались Ф-32
    март - 1 КВ-1 )
    апрель - 4 КВ-1
    май - 6 КВ-1
    июнь - 11 КВ-1
    Итого - 25 КВ-1
И вот, спустя 70 лет после начала Великой Отечественной войны, наконец стало возможным показать полную картину наличия танков КВ к 22 июня 1941 года.

    ПОВО – 39 КВ-1 (32 Л-11, 7 Ф-32), 18 КВ-2
    2-я тд – 39 КВ-1 (32 Л-11(2 ДТ – 30, 3 ДТ – 2), 7 Ф-32), 18 КВ-2(с высокой башней)
    ЗОВО – 95 КВ-1 (39 Л-11, 56 Ф-32)/(2 Ф-32 ЧТЗ), 22 КВ-2 
    4-я тд – 43 КВ-1 (26 Л-11(2 ДТ - 20, 3 ДТ - 6), 17 Ф-32), 20 КВ-2
    7-я тд – 50 КВ-1 (13 Л-11(2 ДТ - 10, 3 ДТ - 3), 37 Ф-32)/2 Ф-32 ЧТЗ, 1 КВ-2
    29-я тд – 1 КВ-1 (Ф-32), 1 КВ-2
    33-я тд – 1 КВ-1 (Ф-32)
    КОВО – 177 КВ-1 (34 Л-11, 143 Ф-32)/(5 Ф-32 ЧТЗ), 88 КВ-2
    8-я тд – 19 КВ-1 (Л-11(2 ДТ – 17(в т.ч. 1 опытный), 3 ДТ – 2)), 31 КВ-2(1 с высокой башней)
    32-я тд – 49 КВ-1 (Ф-32)
    12-я тд – 32 КВ-1(15 Л-11(2 ДТ – 2, 3 ДТ – 13), 17 Ф-32), 26 КВ-2
    34-я тд – 8 КВ-1 (Ф-32)
    10-я тд – 63 КВ-1 (Ф-32)
    37-я тд – 1 КВ-1 (Ф-32)
    41-я тд – 31 КВ-2
    43-я тд – 5 КВ-1 (Ф-32) ЧТЗ
    ОдВО – 10 КВ-1 (Ф-32)
    11-я тд – 10 КВ-1 (Ф-32)
    ЛВО – 4 КВ-1 (3 Л-11, 1 Ф-32), 2 КВ-2
    ЛБТКУКС – 4 КВ-1 (3 Л-11(2 ДТ – 2, 3 ДТ – 1), 1 Ф-32), 2 КВ-2(1 с высокой башней)
    МВО – 2 КВ-1 (Л-11), 1 КВ-2
    ВАММ – 2 КВ-1 (Л-11(3 ДТ – 2)), 1 КВ-2
    ХВО – 4 КВ-1 (Ф-32)
    ХБТУ – 4 КВ-1 (Ф-32)
    ОрВО – 8 КВ-1 (3 Л-11, 5 Ф-32)
    ОБТУ – 8 КВ-1 (3 Л-11 (3 ДТ – 3), 5 Ф-32)/(3 Л-11 ЧТЗ)
    ПриВО – 18 КВ-1 (12 Л-11, 6 Ф-32), 1 КВ-2
    КБТКУТС – 6 КВ-1 (3 Л-11(2 ДТ – 1, 3 ДТ – 2), 3 Ф-32)
    2-е СБТУ – 9 КВ-1 (Л-11(2 ДТ – 2, 3 ДТ – 7)), 1 КВ-2(с высокой башней)
    УБТУ – 3 КВ-1 (Ф-32)
    Всего в ВО – 357 КВ-1 (125 Л-11, 232 Ф-32)/(3 Л-11, 7 Ф-32 ЧТЗ), 132 КВ-2
    В пути в 15 тд – 4 КВ-1 (Ф-32) ЧТЗ
    В пути в 29 тд – 20 КВ-2
    З-д № 92 – 2 КВ-1 (1 Л-11(2 ДТ – 1), 1 Ф-32), 1 КВ-2 
    З-д № 174 – 1 КВ-1 (Ф-32, огнемет)
    Остаток на з-де ЛКЗ – 43 КВ-2 
    Остаток на з-де ЧТЗ – 4 КВ-1 (Ф-32)
    Опытовые на ЛКЗ – 3 КВ-1 (Л-11(2 ДТ – 3))
    Опытовые на ЧТЗ – 1 КВ-1 (Л-11(2 ДТ – 1))
    НИАБТП – 1 КВ-1 (Л-11(3 ДТ – 1))
    В ремонте на з-де ЛКЗ – 13 КВ-1 (Л-11(2 ДТ – 13)), 3 КВ-2(с высокой башней)
    Итого – 386 КВ-1 (144 Л-11, 242 Ф-32)/(3 Л-11, 15 Ф-32 ЧТЗ), 199 КВ-2
    Примечания:
    2 ДТ - ранний вариант танка КВ-1 с лобовым и кормовым пулеметами в башне
    3 ДТ - установлен курсовой пулемет в корпусе
    КВ-2 "с высокой башней" - наклонная лобовая плита башни, нет пулеметного вооружения. 
    Все остальные КВ-2 имели башню упрощенной формы и уже три пулемета.
    В числителе/знаменателе соответственно: всего/в том числе производства ЧТЗ.

После начала войны и мобилизации промышленности выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. Производству танков КВ был отдан приоритет, поэтому к производству многих узлов и агрегатов для тяжёлых танков подключились ленинградские Ижорский и Металлический заводы, а также другие заводы.

    Производство танков КВ-1 на ЛКЗ (по данным военной приемки):
    июль - 153
    август - 180
    сентябрь - 81 (в том числе 3 с огнеметои)
    октябрь - 30
    Всего - 444 КВ-1
    Кроме того в октябре военные приняли три опытных КВ: 1 Т-150 и 2 Т-220.
Однако уже начиная с июля 1941 года началась эвакуация ЛКЗ в Челябинск. Завод разместился на территории Челябинского тракторного завода. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Челябинский Кировский завод Наркомтанкопрома. Этот завод, получивший неофициальное название «Танкоград», стал главным производителем тяжёлых танков и САУ в ходе Великой Отечественной войны.

    Производство танков КВ-1 в Челябинске (по данным военной приемки):
    июль - 24
    август - 27
    сентябрь - 27 (из них 8 вооружили последними пушками Ф-32, остальные 19 получили ЗИС-5 только в октябре)
    октябрь - 62
    ноябрь - 156
    декабрь - 190
    Всего - 486 КВ-1
    Примечание: из-за отсутствия дизелей В-2, 130 танков в ноябре - декабре оснастили моторами М-17Т. 
Несмотря на трудности, связанные с эвакуацией и развёртыванием завода на новом месте, во второй половине 1941 года фронт получил 933 танка КВ, в 1942 году их было построено уже 2553 (включая КВ-1с и КВ-8).

    Производство танков КВ-1 и КВ-8 на ЧКЗ в 1942 году (по данным военной приемки):
    январь - 216 
    февраль - 262/2
    март - 250
    апрель - 260/22
    май - 325/26
    июнь - 287/13
    июль - 130/18
    август - 70/21
    Всего - 1800 КВ-1/102 КВ-8
    Примечание: в числителе КВ-1, в знаменателе - кроме того КВ-8 
августе 1942 года КВ-1 был снят с производства и заменён на модернизированный вариант — КВ-1с. Одними из причин модернизации послужили большой вес танка и ненадежность его трансмиссии. В общей сложности было выпущено: 1 опытный (У-0) и 3162 серийных танка КВ-1, 204 КВ-2 и 102 КВ-8, а также 1 Т-150 и 2 Т-220. Итого 3472 танка КВ.
Кроме того в блокадном Ленинграде на заводе № 371 в 1942 году из неиспользованных заделов корпусов и башен и агрегатов поставленных с ЧКЗ, собрали еще минимум 67 КВ-1, вооруженных пушками как Ф-32, так и ЗИС-5. Так как эти машины шли только для нужд Ленинградского фронта, отрезанного от «Большой земли», то в отчеты ГАБТУ они не попали. Общий выпуск танков КВ, таким образом, на сегодняшний день можно оценить в 3539 танков.

Конструкция танка

Для 1940 года серийный КВ-1 являлся подлинно новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надёжное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Хотя по отдельности решения из этого набора неоднократно реализовывались ранее на других зарубежных и отечественных танках, КВ-1 был первой боевой машиной, воплотившей в себе их комбинацию. Некоторые эксперты рассматривают его как этапную машину в мировом танкостроении, оказавшую значительное влияние на разработку последующих тяжёлых танков в других странах. Классическая компоновка на серийном советском тяжёлом танке была применена впервые, что позволило КВ-1 получить наиболее высокий уровень защищённости и большой модернизационный потенциал в рамках этой концепции по сравнению с предыдущей серийной моделью тяжёлого танка Т-35 и опытными машинами СМК и Т-100 (все — многобашенного типа). Основой классической компоновки является разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной отличной от 75 мм использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Башня серийных КВ выпускалась в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых — 95 мм, так как литая броня была менее прочной. В 1941 году сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены — на них на болтах закрепили 25-мм броневые экраны, причём между основной бронёй и экраном оставался воздушный промежуток, то есть этот вариант КВ-1 фактически получил разнесённое бронирование. Не совсем понятно, зачем это было сделано. Тяжёлые танки немцы начали разрабатывать только в 41 году (тяжелый танк в немецкой теории блицкрига не находил применение), поэтому для 1941 года даже штатное бронирование КВ-1 в принципе являлось избыточным (броня КВ не поражалась штатными 37-мм и 50-мм ПТО вермахта, однако могла быть пробита 88-мм, 105-мм и 150-мм орудиями). В некоторых источниках ошибочно указывается, что танки выпускались с катаной бронёй толщиной 100 мм и более — на самом деле эта цифра соответствует сумме толщины основной брони танка и экранов.

Решение об установке «экранов» было принято в конце июня 1941 года, после первых донесений о потерях от огня немецких зениток, однако уже в августе эта программа была свернута, так как ходовая часть не выдерживала массу машины, возросшую до 50 тонн. Эта проблема была позже частично преодолена установкой литых опорных катков усиленной конструкции. Экранированные танки применялись на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.

Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и заряжающего, а справа — командира танка. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом командира и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

На танках первых выпусков устанавливалась пушка Л-11 калибра 76,2 мм с боекомплектом 111 выстрелов (по другим данным — 135). Интересно, что изначальный проект предусматривал ещё и спаренную с ней 45-мм пушку 20К, хотя бронепробиваемость 76-мм танковой пушки Л-11 практически не уступала противотанковой 20К. По всей видимости, прочные стереотипы о необходимости иметь 45-мм противотанковую пушку вместе с 76-мм объяснялись её более высокой скорострельностью и бо́льшим боекомплектом. Но уже на прототипе, направленном на Карельский перешеек, 45-мм пушку сняли и установили вместо неё пулемёт ДТ-29. Впоследствии пушку Л-11 заменили на 76-мм орудие Ф-32 с аналогичной баллистикой, а осенью 1941 года — на орудие ЗИС-5 с большей длиной ствола в 41,6 калибра.

Пушка ЗИС-5 монтировалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена. Сама башня с орудием ЗИС-5 также являлась уравновешенной: её центр масс располагался на геометрической оси вращения. Пушка ЗИС-5 имела вертикальные углы наводки от −5 до +25°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 111 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На танке КВ-1 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ-29: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2772 патрона. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами. На каждом пятом КВ монтировали зенитную турель для ДТ, однако на практике зенитные пулемёты ставили редко.

Двигатель

КВ-1 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии из-за общего увеличения массы танка после установки более тяжёлых литых башен, экранов и отмены стружки кромок бронеплит мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-1 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600—615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Во второй половине 1941 года из-за нехватки дизелей В-2К, которые производились тогда только на заводе № 75 в Харькове (с осени того же года начался процесс эвакуации завода на Урал), танки КВ-1 выпускались с четырёхтактными V-образными 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями М-17Т мощностью 500 л. с. Весной 1942 года было издано постановление о переоборудовании всех находящихся в строю танков КВ-1 с двигателями М-17Т обратно на дизель-моторы В-2К — эвакуированный завод № 75 наладил их производство в достаточном количестве на новом месте.

Трансмиссия

Танк КВ-1 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
два бортовых планетарных редуктора;
ленточные плавающие тормоза.
Все приводы управления трансмиссией — механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую надёжность трансмиссии в целом.

Ходовая часть
Подвеска машины — индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными штампованными поддерживающими катками по каждому борту. В 1941 году технологию изготовления опорных и поддерживающих катков перевели на литьё, последние лишились резиновых бандажей из-за общей в тот период нехватки резины. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Источник "Википедия"

 

Категория: Техинка | Добавил: boba-fi (14.10.2014)
Просмотров: 414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]