E-10
E-10 — проект лёгкого танка массой около 15 тонн.
Работы над созданием E-10 начались в 1944 году. Он должен был быть максимально унифицирован с остальными танками E-серии, будучи при этом как можно более технологичным в производстве и не требовавшим больших затрат ресурсов. Проект танка был создан фирмой «Kloeker-Humboldt-Deutz», которая до этого никогда не занималась разработкой бронетехники.
Конструкция E-10 в целом похожа на конструкцию легких немецких самоходок «Hetzer». В целях экономии массы, уменьшения количества деталей и снижения общей высоты танка башню как таковую было решено исключить. В результате корпус достаточно простой формы получил сильно наклоненный верхний лобовой бронелист, в котором монтировалась 75-мм пушка 7.5 cm PaK 39 (как на «Хетцере»).
Обрезиненные опорные катки располагались в шахматном порядке, по четыре на борт диаметром 1000 мм каждый. Их подвеска состояла из внешних рычагов, крепившихся к корпусу, с использованием шайб в качестве пружин. С помощью гидравлического привода можно было регулировать высоту клиренса: она варьировалась в пределах 200 мм. Таким образом, общая высота танка была в пределах 1400—1600 мм.
Из-за скромных размеров пришлось отказаться от стандартной для немецких танков и САУ компоновки — теперь гидродинамическая трансмиссия располагалась сзади, рядом с двигателем. Это упрощало её демонтаж и обслуживание, и кроме того, позволяло увеличить пространство боевого отделения. Отсек двигателя и задние бронеплиты планировалось сделать полностью съёмными, чтобы имелась возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком.
В качестве основных типов силовой установки планировалось использование бензиновых моторов «Maybach HL 100» с водяным охлаждением мощностью 400 л. с. или «Argus» с воздушным охлаждением мощностью 350 л. с. Проектная скорость Е-10 составляла бы 65—70 км/ч при движении по шоссе.
Работы над проектом E-10 прекратились спустя несколько месяцев. Его предполагаемая масса составляла примерно 15—16 тонн, хотя он по условию должен был быть десятитонным. Отсутствие башни исключало возможность вести круговой обстрел без разворота всей машины, а подвеска и трансмиссия не были хорошо освоены промышленностью, что создало бы препятствия при развертывании серийного производства. Всё это вылилось в решение Управления вооружений сухопутных сил, что место Е-10 вполне может занять Jagdpanzer 38(d) (в основу которого было положено модернизированное шасси танка LT vz.38).
Ни одного прототипа легкого танка Е-10 построено не было.
Источник "Википедия"
|